•ЂђњЉЋ‚
адрес офиса
(099) 7-5555-04, (096) 7-5555-04
vopros@gulfstream.ua   skype oo-1-3

 

СТРАНЫ......
 
 
п»ї 1

 
 
Если Вы заметили ошибку, то можно сообщить об этом, выделив часть текста с ней
и нажав...
Если Вы заметили ошибку, то можно сообщить об этом, выделив часть текста с ней и нажав Ctrl+Enter
 
 
  Главная » Все статьи » Статья
[ ]  Добавить свою статью  Версия для печати  Прочитать позже  Отправить другу  
Яркие краски «радуги» чешских вузов
Первый в Европе университет основал в Праге в 1348 году в Праге король Чешский и император священной Римской империи Карл IV, указав в своем указе: «Чтобы не надо было нашим верным жителям королевства, неустанно алчущим плодов знаний, просить милостыню в чужой земле, но чтобы они находили в королевстве стол, гостеприимно для них приготовленный». В университете были теологический факультет (долго остававшийся крупнейшим в мире), а также юридический, медицинский, гуманитарных и математических наук. В 1573 году был учрежден университет в Оломоуце. Первая техническая школа в Центральной Европе, открытая в 1717 году, выросла в крупнейший чешский технический университет. В XIX веке появляются Технический университет в Брно, Академия изящных искусств и Академия прикладного искусства и архитектуры в Праге. С той поры недаром многие ученые сравнивали чешские университеты с «драгоценной радугой наук». И сегодня в Чехии насчитывается 26 государственных и 29 негосударственных высших учебных заведений.

Получение высшего образования в Чехии
имеет ряд существенных преимуществ.

Во-первых, как уже упоминалось, для иностранцев обучение на чешском языке в государственных вузах бесплатное. Хотя для поступления в чешский вуз иностранные абитуриенты должны показать знания чешского языка и сдать языковой тест.

Во-вторых, студентом чешского вуза может стать выпускник любой средней школы стран СНГ, так как наше среднее образование практически во всех случаях признается в Чехии. Что еще немаловажно - возрастных ограничений чешские вузы не имеют.

В-третьих, этот действительно европейский стандарт образования. Все уровни чешского образования подпадают под Международные нормы классификации образования (ISCDED) и полностью соответствуют стандартам Евросоюза. Дипломы чешских вузов признаются во всех странах мира, и студенты имеют возможность продолжить обучение в любом высшем учебном заведении Европы, чем часто и пользуются благодаря хорошо отлаженной системе международных обменов. В то же время уровень затрат студента, проживающего в Чехии, не сравним с такими же затратами студента английского или германского вуза.

В-четвертых, язык и менталитет чехов все-таки ближе нам, славянам.

И, наконец, еще один немаловажный «плюс»: так как 1-го мая 2004 года Чехия вошла в Евросоюз, то студенты, получившие чешский диплом, могут рассчитывать на рабочее место не только в этой стране, но и во всех странах Европейского содружества.

И – маленький «минус»: стипендий в чешских вузах практически не существует. Правда, в частных вузах, при хорошей успеваемости, вы можете получить скидку в оплате обучения.

Попытка №1: самостоятельный «штурм» чешского вуза
Моя племянница поступила в Высшую экономическую школу в Праге самостоятельно. Правда, не сразу. Один год пришлось пропустить: откуда же ей было знать, что государственные чешские вузы принимают документы только до… 15 февраля? В это время наши будущие абитуриенты только готовятся к выпускным экзаменам в школе, и аттестата у них еще нет.
За «пропущенный» год Марина с мамой съездили в Чехию: и страну посмотреть, и вуз подыскать. Правда, вся экскурсионная программа прошла мимо – мама с дочкой лихорадочно рыскали по институтам и университетам, пытаясь самостоятельно познакомиться с программами обучения.
В Киеве будущая студентка обегала все книжные магазины и с трудом нашла учебник чешского языка, за изучение которого и засела. И снова проблемы – как проверить результат, у кого проконсультироваться по непонятным вопросам? Выручал Интернет, но…

Подача документов и оформление чешской студенческой визы – очередная нервотрепка: дело это было малоизвестное, приходилось ориентироваться буквально на бегу. Но вот все позади: Марина – студентка! Самое горькое ее ждало впереди: первую в своей жизни сессию она «завалила»… Ее «пражский анабазис» завершился бесславным возвращением домой…

«Подводные камни» обучения «по-чешски»
Закономерен ли такой печальный итог? «К сожалению, примерно 30% иностранных студентов, самостоятельно поступивших в чешские государственные вузы, не выдерживают «испытания первой сессией», - утверждает Радан Юнгер, управляющий директор компании "Go Study group s.r.o.", которая вот уже несколько лет помогает иностранным абитуриентам готовиться к поступлению в чешские вузы, - Причин тут несколько. Во-первых, переход от безмятежного школьного существования под крылышком у родителей к полной хлопот и ответственности самостоятельной студенческой жизни всегда вызывает стресс. Часто ребята просто теряются: где жить, как обустроить быт, где купить проездной на транспорт (а это, поверьте, существенная статья расходов) и т.п..

Во-вторых, многим непонятна «кредитная» система обучения. Даже те, кто имеет за спиной год-два учебы в украинских вузах, не сразу понимают, как построен учебный процесс в высших учебных заведениях Чехии. Каждый учебный предмет оценивается в определенное число «кредитов», которых необходимо набрать за год также определенное количество. Студент в Чехии сам определяет, сколько часов в неделю он будет учиться. Чаще всего посещение лекций вообще необязательно, семинарские занятия требуют примерно 50 % посещения. Примерно в середине семестра студенты составляют свой учебный план на следующий семестр из обязательных предметов и предметов по выбору.

На первых двух курсах магистерских программ обучения (или только на первом курсе бакалаврских программ) все предметы обязательны для изучения. На последующих курсах студент сам выбирает себе предметы из каталога предметов. Кстати, жестко установленного срока обучения в чешских вузах не существует. Для того чтобы окончить программу подготовки по выбранной специальности, надо сдать экзамены и тесты по определенному набору предметов и набрать требуемую сумму баллов. Срок, в течение которого студент сможет выполнить эти требования и получить диплом, зависит от того, с какой нагрузкой он формирует свое расписание во время обучения. При повышенной учебной нагрузке срок обучения студента в вузе сокращается, при пониженной - увеличивается.

Такая система обучения позволяет студенту самому оценивать свои способности и возможности, гибко распоряжаться собственным временем и делает процесс его обучения максимально плодотворным. В то же время, такая «демократическая» система образования требует большой собранности и самодисциплины.

В-третьих, камнем преткновения для многих становится чешский язык. Допустим, вы его изучали самостоятельно, и вступительный экзамен вам удалось сдать. Но для серьезной учебы этого недостаточно! Когда вы начинаете слушать лекции по серьезным предметам, плохое знание языка становится серьезным барьером, затрудняющим восприятие.
И, наконец, в государственных вузах всегда обучается очень большое число студентов – от 30 и более, так что особого внимания каждому студенту руководство уделять не может».

В общем, как шутят сами студенты, в государственных вузах Чехии выживает сильнейший. А какой выход можно предложить остальным?

Попытка №2: совместными усилиями – в частный вуз!
А что, если попробовать пристальнее присмотреться к частным вузам Чехии? Сразу следует отметить: платное обучение в Чехии вполне сравнимо с платным обучением в Украине. Судите сами: стоимость обучения в негосударственных вузах в среднем составляет 800-900 евро в год. Причем в частных вузах оплату разрешается вносить перед началом каждого семестра.

Наряду с крупными государственными университетами в Чехии существует множество частных вузов. Имея более тесные контакты с профессионалами-практиками в некоторых сферах (экономика, бизнес), чем крупные государственные вузы, они делают ставку на междисциплинарное обучение и тесную связь теории с практикой. При этом некоторые из них на данный момент завоевали высокий рейтинг и признание в области экономики, финансов, банковского дела. Поскольку их выпускники являются более подготовленными с практической точки зрения (обязательной частью обучения является полугодовая практика), они часто имеют лучшие шансы при поиске работы и трудоустройстве, чем выпускники крупных государственных вузов. Как правило, в частных вузах более современная техническая база, отличный преподавательский состав, меньше студентов в группе, что позволяет уделять больше внимания каждому из них. Сам студенты считают обучение в частных вузах более комфортным.

Немаловажным фактором является и то, что большинство частных вузов уделяет большое внимание активному сотрудничеству с абитуриентами. В настоящее время помощь украинским абитуриентам при поступлении в вузы Чехии оказывают многие организации. Помощь посредников заключается в консультировании по избранной специальности, подборе наиболее подходящего по всем параметрам вуза, подготовке пакета документов, обучении чешскому языку под руководством опытных преподавателей. «Мы уже достаточно давно занимаемся подготовкой иностранных студентов к поступлению в чешские вузы, - продолжает Радан Юнгер, - В качестве языковой подготовки мы предлагаем месячный учебный курс непосредственно в Чехии – опыт показывает, что в языковой среде процесс изучения происходит быстрее и эффективнее. Кроме того, наши студенты сдают государственный экзамен по чешскому языку (с получением соответствующего государственного документа о сдаче), который является одновременно и вступительным экзаменом по языку в один из частных вузов, с которыми мы сотрудничаем. Хотелось бы отметить, что изучить чешский язык на достаточно глубоком уровне со знанием специфических терминов, обучаясь на подготовительных курсах (не при вузах), которые предлагают некоторые фирмы, невозможно.

Кроме того, к числу несомненных достоинств частных вузов я бы отнес предоставление места стажировки в течение минимум одного семестра. Так как сами вузы часто учреждаются группами западных компаний для подготовки собственных сотрудников, то после стажировки студенты могут поступить к ним на работу - заключать трудовые контракты именно с данными фирмами. В государственных вузах место прохождения стажировки студент ищет самостоятельно.
У студентов в Чехии после окончания обучения не возникает проблем с получением рабочей визы, которая дает реальную возможность переехать в другую европейскую страну. В самой Чехии только 9,5 % работающего населения имеет высшее образование. Поэтому сложностей у людей с высшим образованием и знанием языка при поиске работы и трудоустройства не возникает».

Сотрудники посреднических фирм бронируют жилье для будущих студентов, помогают решать текущие проблемы и даже помогают получить небольшое пособие от социальных служб.

А что, если финансовых возможностей родителей не хватает, чтобы «вытянуть» полный курс обучения в частном вузе? Есть выход – перевестись после первого года обучения в государственный вуз! Это вполне реально – ваш аттестат о школьном образовании вуз не забирает, и поэтому вы можете после первого года обучения подавать документы в любой выбранный вами вуз уже на второй курс обучения. Конечно, в случае необходимости придется досдать академическую разницу по некоторым предметам.

«От сессии до сессии» в чешском вузе
По словам украинских студентов, в Чехии сам дух обучения не имеет ничего общего со скучным «школярством». В университетах существует два этапа обучения: первые год-два студент получает базовые знания по своей специальности. После этого начинается специализация, и еще года три вы изучаете специализированные предметы.
Традиционные лекции проходят по обычной для нас схеме: один говорит, сотня слушает. В начале семестра раздается список литературы, которая должна помочь студенту развить и закрепить знания, полученные на лекции. Но проверять никто не будет – все зависит от твоей организованности и усидчивости. На семинарах количество участников строго ограничено. Студенты и преподаватель ведут дискуссию. Такие практические занятия дают студенту самые необходимые навыки, позволяют углубить полученные на лекциях знания, освоить методы научно-практической работы, то есть учат самостоятельно и независимо работать над заданной темой, часто в письменной форме: эссе, сочинения, рефераты.
Даже расписание экзаменов на сессию студенты составляют себе самостоятельно! По каждому предмету преподаватели вывешивают множество сроков сдачи экзаменов, так что можно записаться на подходящую дату. Сдашь экзамены быстро – и свободен на весь остаток сессии. Студент имеет право сдавать каждый экзамен 3 раза, при этом оценка не зависит от «номера попытки». Лентяи так и делают: сперва приходят познакомиться с преподавателем, потом – попробовать свои силы в предмете и, наконец, сдать. С одной стороны - это облегчает сдачу экзаменов, так как студенты меньше нервничают. А с другой стороны - это несколько снижает мотивацию студентов к учебе.

В целом можно с уверенностью сказать: в чешских вузах приветствуется многонациональность. И украинские студенты быстро вливаются в молодежный «интернационал». Но в рыночной экономике, как известно, выигрывают те, кто активнее, изобретательнее, усерднее, кто больше умеет и точно знает, чего хочет. Если такие задатки в характере есть, чешское образование наверняка пойдет впрок. И - vsego nejlepsi!

Автор статьи: Екатерина Провозина
Газета ЗАГРАНИЦА