•ЂђњЉЋ‚
адрес офиса
(099) 7-5555-04, (096) 7-5555-04
vopros@gulfstream.ua   skype oo-1-3

 

СТРАНЫ......
 
 
п»ї 1

 
 
Если Вы заметили ошибку, то можно сообщить об этом, выделив часть текста с ней
и нажав...
Если Вы заметили ошибку, то можно сообщить об этом, выделив часть текста с ней и нажав Ctrl+Enter
 
 
  Главная » Все статьи » Статья
[ ]  Добавить свою статью  Версия для печати  Прочитать позже  Отправить другу  
Необходимо не забывать о том, что каждое европейское государство и вся Европа в целом должна представлять собой единое интеллектуальное, социальное и техническое пространство. В свою очередь должны существовать университеты, которые будут придерживаться этого направления, и играть главную роль в ее развитии.

Университеты в Европе возникли около 750 лет назад. В те давние времена, как преподаватели, так и студенты европейских вузов могли абсолютно спокойно путешествовать по всей Европе и развивать и пропагандировать свои знания и науки, что намного облегчало процесс развития. Речь идет о том, что в наше время студентам, которые закончили высшее образование или неоконченное высшее образование на территории своей страны, могли закончить или подтвердить его на территории любой другой страны Европы. Первым шагом на пути построения единой научной и культурной Европы стала Сорбонская декларация, подписанная министрами образования четырех стран (Франции, Германии, Италии и Соединенного королевства) в 1998 году.

Сорбонская декларация.
Основной идеей декларации было создание в Европе открытой системы высшего образования, которая смогла бы, с одной стороны, вдумчиво сохранять и беречь культурное разнообразие отдельных стран, а с другой стороны, способствовать созданию единого пространства преподавания и обучения, в котором студенты и преподаватели располагали бы неограниченной возможностью передвижения и сложились бы условия более тесного сотрудничества.

Непосредственно из духа декларации вытекала мысль о постепенном создании во всех странах сдвоенной системы высшего образования, которая среди прочего обеспечивала бы всем желающим возможность доступа к высшему образованию в течении всей жизни. Способствовать претворению этой идеи в жизнь должна была единая система зачетных единиц, облегчающая передвижение студентов, и Конвенция о признании дипломов и учебы, подготовленная советом Европы совместно с ЮНЕСКО, к которой присоединились большинство европейских стран (Convention on the Recognition of Qualification concerning Higher Education in the European Region, Lisbon, 1997). Празднование годовщины основания Сорбонны было исключительно подходящим случаем призвать европейские страны присоединиться к процессу гармонизации, оговоренному декларацией (Join Declaration…, May 1998).

Болонская декларация.
На следующий год привлекательность идеи Сорбонской декларации подтвердились. В 1999 году в Болонье органы, ответственные за высшее образование в 29 европейских странах, подписали так называемую Болонскую декларацию.
Этой декларацией были определены три основные цели стран-участниц:
• международная конкурентоспособность;
• подвижность;
• востребованность на рынке труда.

Участвовавшие в Болонской встрече министры подтвердили свое согласие с общими положениями Сорбонской декларации и договорились о совместной выработке краткосрочных политик.

В течение первых 10 лет нового тысячелетия процесс создания единого европейского пространства высшего образования и повышения престижа европейской системы высшего образования в мире будет преследовать следующие важнейшие цели:
• принятие системы понятных и сравнимых научных степеней;
• организация высшего образования по системе, включающей два основных цикла – собственно высшее образование и аспирантуру;
• установление единой системы зачетных единиц;
• облегчение подвижности для студентов и преподавателей;
• развитие европейского сотрудничества в сфере обеспечения качества;
• развитие чисто европейских аспектов высшего образования.
Было также принято решение о сохранении культурного и языкового разнообразия, своеобразия национальных систем высшего образования и автономии вузов.
И, наконец, было принято решение о проведении повторной встречи ровно через два года для оценки достигнутых за это время результатов и принятых мер.

Пражское коммюнике.
Весной 2001 года в Праге состоялась встреча, которая стала, как сказано в Пражском коммюнике, символом стремления вовлечь все европейские страны в процесс интеграции Европы и расширения Европейского союза. Следует подчеркнуть определенные различия между встречей в Праге и двумя предыдущими мероприятиями – в Сорбонне и Болонье. В Пражской встрече принимали участие не только министры высшего образования, но и академическое сообщество, представленное членами только что образованной Ассоциации европейских университетов (EUА незадолго до того стала правопреемником CRE – Объединения ректоров европейских университетов), а также студенты, представителями которых были члены ESIB (Национальные студенческие союзы Европы). Встреча важнейших деятелей европейского высшего образования и конструктивный диалог между ними были, возможно, важнейшими моментами пражской конференции.
В Пражском коммюнике министры признали свою удовлетворенность ходом развития Болонского процесса и отметили активное участие в нем большинства стран – участниц Болонской декларации. Они вновь подчеркнули свою заинтересованность в создании единого европейского пространства высшего образования, ознакомились с отчетом “Углубление Болонского процесса” (Lourtie, May 2001) и обсудили меры, предпринятые с 1999 г. (в частности, подписание Конвенции европейских учреждений высшего образования в Саламанке, подписание Конвенции европейских студентов в Гетеборге и проведенные незадолго до того семинары по системе накопления и признания зачетных единиц, по транснациональному образованию и по системе бакалавриата). Было отмечено активное участие Ассоциации европейских университетов и национальных студенческих союзов Европы.

В коммюнике министры воздали должное усилиям, предпринятым для достижения шести основных целей Болонской декларации, и дополнили их следующими “пражскими” положениями:
• признание важности обучения в течение всей жизни как аспекта европейского пространства высшего образования. Этот аспект требует применения новых технологий, развития сплоченности общества и равенства возможностей и повышения уровня жизни;
• важность участия вузов и студенческих организаций в образовательном процессе, в котором они должны выступать как компетентные, активные и равноправные партнеры. Роль студенческих организаций заключается в обеспечении участия студентов в разработке учебных программ, сочетающих академическое качество с развитием навыков, необходимых для успешного трудоустройства; очень важна также готовность студентов учитывать социальные аспекты Болонского процесса;
• всемерное повышение привлекательности европейского пространства высшего образования за счет предложения программ различного профиля, разработанных разными странами совместно, и новых перспектив развития транснационального образования. Очень важно создать и обеспечить бесперебойную работу адекватных механизмов обеспечения качества, аккредитации и сертификации.

В заключении Пражского коммюнике содержались призывы продолжать последовательную деятельность в указанных направлениях, подчеркивалась важность участия Ассоциации европейских университетов, Европейской ассоциации учреждений высшего образования (EURASHE), национальных студенческих союзов Европы и Совета Европы в Болонском процессе.

Коммюнике призывало страны Европы, до сих пор стоявшие в стороне от этой деятельности, присоединиться к ней как можно скорее. Было решено провести следующую встречу в 2003 г. в Берлине. За эти два года участники процесса должны организовать семинары по изучению сотрудничества в сфере аккредитации и обеспечения качества, вопросов взаимного признания и использования зачетных единиц в Болонском процессе, разработке общих степеней, различных социальных аспектов, в том числе препятствий для подвижности студентов и расширения Болонского процесса, а также повышения квалификации и участия студентов в образовательной деятельности.

Совершенно очевидно, что для достижения поставленной цели – развития высшего образования в Европе – вопросы обеспечения качества и аккредитации имеют первоочередное значение. Рассмотрим их подробнее.

Европейский подход к обеспечению качества и Аккредитации высшего образования.
Европейский подход к обеспечению качества и системам аккредитации высшего образования в Европе (за исключением Соединенного Королевства) характеризуется значительной руководящей и контролирующей ролью государства в этих вопросах. Именно поэтому важность вопросов качества высшего образования, его оценки и обеспечения в Европе была признана позже, чем в США и некоторых других странах. В 70 и 80-х гг. прошлого века ряд национальных систем высшего образования подвергся значительным изменениям. Общим для всех стран было существенное сокращение государственного влияния и переход от государственного контроля к самоуправлению вузов. Государственное финансирование, обычно не ограниченное никакими заранее оговоренными условиями, было заменено различными механизмами расчета объема финансирования в зависимости от определенных показателей деятельности вузов.
В результате подобных перемен возникла необходимость оценки деятельности вузов. Были разработаны соответствующие подходы и методики. В тех странах, где ответственность за оценку деятельности вузов приняло на себя государство, были учреждены различные органы оценки. В других странах инициаторами деятельности в области оценки были сами вузы. Практически в каждой стране сложилась собственная система оценки качества работы вузов. Наиболее значительными могут служить системы оценки, созданные в Нидерландах, Соединенном Королевстве и Франции. Остальные западноевропейские государства организовали свою деятельность по их примеру. Следует также подчеркнуть, что до недавнего времени ни в одной европейской стране практически не предпринималось попыток создания системы аккредитации, и все усилия концентрировались в основном на оценке качества.

В отличие от западноевропейских держав страны Центральной и Восточной Европы, до 90-х годов страдавшие от избыточной централизованности, применили для создания систем аккредитации американский подход. Поскольку в этом регионе аккредитационная система была создана очень быстро, одновременно с реформированием образовательных систем сложилась достаточно противоречивая и запутанная ситуация. Значительные сложности возникли с использованием терминологии, что зачастую приводило к непониманию. Многие европейские страны используют англоязычную терминологию как базовую, при этом очень часто один и тот же термин понимается по-разному, в результате чего участники дискуссии, используя один и тот же термин (слово), не всегда имеют в виду одно и то же понятие.
Наблюдая за ходом деятельности в рамках Болонской декларации, приходим к выводу, что в странах Евросоюза и государствах Центральной и Восточной Европы сложилось разное понимание качества высшего образования и его оценки, обеспечения и аккредитации. Для достижения взаимопонимания и гармонии в этой области потребуются значительные усилия.

Последствия Болонского процесса.
Одной из шести основных целей, поставленных Болонской декларацией, является “развитие европейского сотрудничества в области обеспечения качества для выработки единых критериев и методов”. За два года, прошедшие между встречами в Болонье и Праге, был предпринят ряд начинаний. Некоторые из них будут рассмотрены подробнее.

Разработка схем аккредитации высшего образования в Европе (проект CRE, предпринятый в рамках программы SOCRATES/Дополнительные меры развития высшего образования в июле 2000 – мае 2001 гг.)

Данный проект был инициирован в связи с растущим значением высшего образования в Европе и очевидной потребностью в структурированной информации обо всех ключевых факторах. Цель проекта заключалась не только в выяснении условий и проблем, связанных с аккредитацией, но и в сравнении существующих моделей, определении успешных примеров и вовлечении в обсуждение всех заинтересованных деятелей европейского уровня.
В ходе работы над проектом было сделано несколько выводов о европейской “истории обеспечения качества в высшем образовании”, заслуживающих упоминания. Ситуация в разных регионах Европы чрезвычайно неоднородна.
Сложившаяся к настоящему моменту в странах Центральной и Восточной Европы система аккредитации в целом напоминает американскую модель, хотя процесс в основном осуществляется государственными органами. В западноевропейских государствах нет традиций аккредитации, хотя потребность в ней совершенно очевидна, о чем неоднократно заявляли учреждения высшего образования.

Как уже упоминалось, международная деятельность, которая рассматривалась в ходе работы над проектом, сводилась главным образом к определению направлений усовершенствования (например, оценка различных институтов в рамках Международного обзора качества) – эту задачу выполняла бывшая CRE. Эта деятельность сильно отличается от разных типов профессиональной аккредитации, обеспечиваемых американскими органами (такими, как Агентство по аккредитации программ технического образования и инженерных специальностей – АВЕТ, Американское агентство по аккредитации образования в области управления бизнесом – AACSB) и недавно образованными в Европе международными органами (например, Европейским фондом развития бизнеса – EFMD). Другой неевропейской организацией, заслуживающей упоминания, является Всемирная ассоциация транснационального образования (GATE), в задачи которой входит сертификация транснационального образования.

При разработке определения аккредитации было предложено считать ее процедурой оценки соответствия оговоренным требованиям к качеству и содержанию образовательных программ, результатом которой является формальное публичное признание вузов и программ. Результаты проекта, в том числе результаты нескольких организованных в рамках проекта мастерских, были представлены на Конференции европейских учреждений высшего
образования в Саламанке. Эти данные широко обсуждались и послужили основой выводов, сделанных на встрече министров в Праге.

Чешская республика
Общественные вузы в Чешской республике учреждаются законодательно. До 1998 г. это учреждение было равносильно аккредитации, позволяющей каждому вузу предлагать программы курсов высшего образования и присуждать соответствующие степени. Единственным исключением из этого правила была учебная программа получения докторской степени. Право предлагать программу получения степени доктора подтверждалось положительным заключением Аккредитационной комиссии, учрежденной Законом о высшем образовании от 1990 г. Несмотря на название, в задачи комиссии входила оценка отдельных факультетов (подразделений вузов) и предоставление рекомендаций по их развитию.
В 1998 г. был принят новый Закон о высшем образовании, который принес с собой значительные изменения. Аккредитационная комиссия должна была продолжать свою деятельность в области оценки качества, т.е. обеспечивать общее качество высшего образования. Помимо этого было принято решение о необходимости аккредитации всех учебных программ. Министерство образования, молодежи и спорта, основываясь на результатах оценки, проведенной Аккредитационной комиссией, аккредитует каждую конкретную программу на ограниченный период времени (на период, равный удвоенной продолжительности учебного курса). Помимо этого в компетенцию Аккредитационной комиссии входит экспертная оценка процедур назначения помощников преподавателей и преподавателей. Эти процедуры также подлежат аккредитации.

Совершенно новым аспектом чешской системы высшего образования является возможность учреждения частных вузов, утвержденная законом 1998 г. Качество работы частных вузов подтверждается государственной лицензией, выдаваемой Министерством образования на основании положительной экспертной оценки Аккредитационной комиссии.
Любая учебная программа, предлагаемая частным вузом, аккредитуется так же, как программы государственных вузов.
Эта краткая характеристика чешской системы приведена здесь как пример деятельности, проводящейся в стране, не входящей в Евросоюз (Benes and Sebkova, January 2001).
В Чехии аккредитация была учреждена и законодательно урегулирована еще до принятия Сорбонской и Болонской деклараций, а также Пражского коммюнике. Подобная ситуация сложилась и в Венгрии.

Автор: Силина Ирина
Представитель Go Study s.r.o (Чехия)
Ассоциация Гольфстрим